Внутренние расследования (оценка фактов и сбор доказательств)

Есть два подхода к противодействию мошенничеству. Первый основан на стремлении полностью искоренить это явление, второй предполагает управление риском мошенничества аналогично тому, как ведется управление любым другим риском.

В компаниях в последнее время усилились меры противодействия внутрикорпоративным злоупотреблениям. Между тем оценка роли высокой корпоративной культуры в борьбе с мошенничеством у европейских и российских респондентов значительно отличается. В России только 15% менеджеров отводят этому фактору значительную роль, в то время как в Европе профессиональную честность и порядочность считают залогом успешного функционирования компаний 40% респондентов.

Тем не менее, внимание российского бизнеса к превентивным мерам возрастает. Во многих компаниях проходят тренинги по противодействию мошенничеству.

Практика показывает, что бороться стоит лишь с таким мошенничеством, которое грозит бизнесу ощутимым уроном. Тратить же силы и деньги на мелкий обман далеко не всегда оправданно. Поэтому для начала определите, какие риски нужно взять под контроль в первую очередь. Для этого надо сделать четыре простых шага.

Шаг 1. Составьте рейтинг ценных для компании активов (основные средства, запасы, денежные средства, информация и пр.). Очевидно, что для торговых фирм важнее будут запасы и денежные средства, для строительных и производственных – основные средства и запасы, для консалтинговых – информация.

Шаг 2. Выясните, что может угрожать Вашим активам. Самые распространенные схемы мошенничества – это хищение имущества, выплаты«мертвым душам», фальсификация показателей в отчетности, откаты. Включите воображение, чтобы ничего не упустить. Бывает, однако, что мошенники проявляют изрядную изобретательность и предвидеть их действия заранее не удается. В таком случае не остается ничего другого, кроме как проанализировать использованную мошенниками схему и не допускать ее повторного использования.

Шаг 3. Оцените вероятность наступления каждого случая. На этом этапе Вам придется изучить все бизнес-процессы компании, чтобы выявить пробелы в контрольных мероприятиях. Не поленитесь собрать статистику случаев, которые раньше вскрывались в Вашей компании и других предприятиях Вашей отрасли. Это трудоемко, но очень важно (см. Оценка риска мошенничества).

Шаг 4. Рассчитайте возможный ущерб. Учитывайте не только фактический ущерб, но и упущенную выгоду.

В зависимости от полученных результатов все выделенные риски Вы сможете разделить на четыре группы и выбрать соответствующую стратегию управления ими.

Для заказа услуги или получения более подробной информации Вы можете отправить заявку, заполнив форму обратной связи.

Translate »